Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Общая информация

Осетины — народ издревле располагающийся по обе стороны Большого Кавказского хребта .Народ , сохранивший свои многовековые обычаи не в музеях, а в повседневной жизни. Несмотря на сравнительно небольшую площадь, Осетия вмещает на своих землях множество достопримечательностей, культурных, исторических и природных памятников.

Население Ногира составляют в основном осетины, предки которых до основания села в 1921 году, жили в разных ущельях центральной и южной частей Осетии:

Компактное проживание осетин различных ущелий центральной и южной Осетии послужило созданию уникального своеобразного наречия-акцента осетинского языка (часть сельчан носители кударского диалекта, другие носители Туальского, Тырсыгомского, Урстуальского и Чсанского говоров).

Ногир несомненно можно считать кузницей выдающихся личностей . Село расположенно к Северу от Владикавказа , территориально в границах Пригородного района . Началом своего существования селение считает 1921 год, когда здесь начали обосновываться переселенцы из Южной Осетии. Это люди, вынужденно покинувшие родную землю, какое-то время проживавшие в селе Христиановское (Дигора), но потом им выделили большой участок под собственные хозяйства на том месте , где ранее находился полигон Российской империи. На первых порах здесь было всего несколько небольших строений, можно сказать, землянок, но благодаря неустанной работе жителей, село постоянно отстраивалось, росло и хорошело.

О храбрости жителей свидетельствует один примечательный исторический факт. В 1929 году жители поселения приняли решение обратиться в Кремль с просьбой, выделить Ногиру несколько тракторов для колхозных работ. Ни ответа на послание, ни техники сельчане не получили. Тогда на общем собрании было принято единогласное решение – объявить строгий выговор товарищу Сталину за бездействие. Более того, телеграмма с протоколом собрания была направлена в Кремль. Примечательно то, что в те суровые годы довольно жесткого правления, ни один колхозник из Ногира не был арестован или наказан.

В честь празднования 90-летия села в 2011 году, на въезде была установлена масштабная стела с надписью «Ногир». Рядом со стелой расположена скульптура льва. Из-за разницы в размерах, лев возле стелы смотрится небольшим котенком. Скульптор этим показывает, что история и жизнь любого большого государства начинается с маленьких сел и деревень. Ведь именно они, довольно часто, становились самыми большими защитниками, о которых потом говорил весь мир. Лев, охраняющий Ногир, стал символом и неким талисманом для местных жителей.

Северный Кавказ, по праву, считается местом, где подготовка борцов вольного стиля проводится лучшим образом. Однако, если вести пересчет количества олимпийских чемпионов на душу населения, то Ногир, с большим отрывом, занимает в этом вопросе первое место в мире.

Только один факт того, что в селе установлено четыре прижизненных памятника уроженцам села, ставшим олимпийскими чемпионами – говорит о многом. Некоторые ногирцы стали лучшими спортсменами планеты. Даже если некоторые спортсмены не выступали за Россию, от этого они не перестают быть талантливыми спортсменами и выходцами из Ногира:

  • Артур Таймазов – трижды выигрывал золото Олимпиады, выступая за команду Узбекистана;
  • старший брат Артура Таймазова – Тимур Таймазов. Он стал чемпионом Олимпийских игр в Атланте, выступая за сборную Украины;
  • чемпион афинских Олимпийских – Эльбрус Тедеев, также выступающий за сборную Украины;
  • Алан Хугаев – чемпион лондонской Олимпиады 2012 года. Принес золото России по греко-римской борьбе;
  • Руслан Плиев – самый первый ногирский чемпион. Еще в 1972 он стал победителем чемпионата Европы по вольной борьбе;
  • Хетаг Хугаев, завоевавший первое место на юношеских Олимпийских играх в 18-летнем возрасте.

В 2014 году село чемпионов, наконец, получило благоустроенный спортивный комплекс, где созданы все условия для тренировок.

Ногир Северная Осетия теперь может считать еще одним своим историческим памятником. Совсем недавно, здесь был обнаружен курган, возраст которого археологи относят к началу бронзового века. Один из местных жителей Ногира – Виталий Санакоев, работая на участке возле своего дома, обнаружил верхушку каменных конструкций, которые оказались частью древнего кургана.

Во время дальнейших раскопок было обнаружено несколько погребений. Останки плохо сохранились, но у команды археологов есть уверенность, что после обследования всех памятников, им удастся найти и место поселения тех, кто там погребен.

Помимо кургана, обнаружена конструкция, напоминающая подземный ход. Исследуемую зону обозначили пока только на 40 метров, но конца этой конструкции пока так и не нашли. Поразительная симметрия подземного хода, его повороты и изгибы, заставили ломать голову над его происхождением не только российских специалистов, но и зарубежных.

В Ногире, также как и во всей Осетии, преобладает кухня, основанная на рецептах, по которым готовили еще древние Аланы, когда-то жившие и воевавшие в этих краях. Почти непременным продуктом ежедневного рациона является мясо. Готовят его различными способами, но традиционным считается, когда мясо жарят в казане на открытом огне и подают с осетинским пряным и острым сметанным соусом Цахдон.

А осетинские пироги известны не только у нас, но и далеко за пределами Кавказа. Эти мучные изделия пекут с добавлением самых разнообразных начинок. Для мясной начинки обычно используется баранина или говядина, а вот для знаменитой сырной начинки лучше всего подходит домашний сыр.

Ногирскому гостю никогда не подается один пирог, только несколько. Это символизирует большое уважение и радость хозяев его приходу.

Почти все ногирцы занимаются разведением домашнего скота, поэтому, молочные продукты и блюда из них всегда есть на столе.

Ногир Осетия ценит очень высоко. Это небольшое поселение сумело выстоять в трудные годы Отечественной Войны, так и во время ингушской агрессии против Осетии в 1992 году, когда здесь была введена самая настоящая блокада. Как маленький лев, это маленькое село готово было стоять насмерть за свою республику, за мир и спокойствие ее жителей.